попо

Китай и Якутия — дружба навек? Топ якутско-китайских нереализованных проектов

В Якутии снова заговорили о привлечении китайских инвестиций. Якутские чиновники слетали в провинцию Хэйлунцзян, госкомпания заявила о намерении участвовать в строительстве железнодорожного моста «Джалинда-Мохэ», правительство — о желании экспортировать энергоресурсы в КНР.  Заявления о якутско-китайском сотрудничестве были частью информповестки, формируемой властями семь-восемь лет назад. Второе дыхание они получили на фоне визита китайского лидера в Москву этой весной.

Айсен Николаев на церемонии забивки первой сваи Zhuoda

«Китайские партнёры умеют смотреть в будущее»,  «Якутия должна стать форпостом в сотрудничестве России и Китая», «сотрудничество Якутии и КНР вдохнёт новую жизнь в совместные проекты» — так отреагировали депутаты регионального отделения «Единой России» на встречу председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина.

Иллюстрация: sakhaday.ru

Вслед за комментариями появились заявления о намерениях к сотрудничеству. В апреле делегация под руководством премьер-министра Якутии Андрея Тарасенко представила регион крупным китайским  госкомпаниям в Хяйлунцзяне.

Компания «Железные дороги Якутии» стала чаще информировать о своем возможном участии в проекте строительства моста «Джалинда-Мохэ». Появилось сообщение о строительстве станции в якутском городе Ленск под экспорт электроэнергии в КНР. «Алмазэргиэнбанк», принадлежащий республике, назвал Китай партнером номер один для России и сообщил о прямых корреспондентских отношениях в китайских юанях с Bank of China.

Такую же активность в СМИ региональные власти проявляли после подписания очередного якутско-китайского соглашения о сотрудничестве в середине 2010-х. Вспоминаем самые громкие проекты, на которые Якутия возлагала надежды, но которые так и не реализовались и рассказываем, почему китайцы не спешат стать партнерами, которые «умеют смотреть в будущее». 

Фото: АК “Железные дороги Якутии”

Дом, который не построил Zhuoda

К числу самых больших провалов местных властей в якутско-китайском сотрудничестве можно отнести проект застройки 17 квартала Якутска. Это один из неблагополучных микрорайонов столицы Якутии, преобразовать которую намеревалась китайская корпорация «Чжода». Соглашение о строительстве 58 жилых домов, детского сада и школы гендиректор компании Янь Чжаньфу и мэр Якутска Айсен Николаев подписали в 2015 году. 

Zhuoda установила первую сваю 27 апреля 2016 года

Через год с лишним 27 апреля, в День республики, на месте застройки была установлена первая свая под будущий многоэтажный дом.

— Когда мы начинали проект по застройке 2, 4, 17 кварталов, он казался абсолютно нереальным. Сегодня мы получили все разрешительные документы и даем старт строительству. Здесь возникнет прекрасный жилой комплекс, в котором будет свыше 300 квартир, детский сад на первом этаже, — сказал тогда Айсен Николаев, ныне глава республики.

Строительные работы на объекте начнутся прямо сейчас, заявил гендиректор фирмы «Инвестиционная компания Чжода» Янь Чжаньфу, обращаясь к жителям 17 квартала. В этот день жители депрессивного микрорайона, собравшиеся на празднике, как никогда выглядели воодушевленными. Общую радость с соседями разделила и Адамия Фун, приехавшая в Якутск с мамой, сестрой и братьями из Пекина в 70-х годах. Семья заселилась в одном из новых двухэтажных деревянных домов. Китаянка по отцу, русская по матери Адамия предупредила на родном языке господина Янь Чжаньфу о якутских морозах и пожелала удачи. В разговоре с журналистами женщина сказала, что было бы символично въехать в дом, построенный бывшими соотечественниками.

Установка первой сваи. Фото: news.ykt.ru

Уже через четыре месяца после забивки первой сваи стало понятно, что китайская компания не будет строить здание. Городские власти сообщили жителям микрорайона, что проект приостановлен. В отчаянии жильцы близлежащих к свайному полю домов, на первые этажи которых с участка попали талые воды, пригрозили иском к «Чжоде».

В августе 2017 года, накануне выборов мэра Якутска, городская администрация заявила, что за неосуществленный китайцами проект берется местная компания «Ситистрой».  Но строительные работы на участке ограничились мелкими плотницкими на свайном фундаменте.

«Дом Чжоды», 2017. Фото: news.ykt.ru

Прошло семь лет — жители 17 квартала остаются в своих старых домах. Этой весной их положение заметно ухудшилось. По количеству выпавших осадков нынешняя зима в Якутске побила рекорды. Снег городские коммунальные службы не успели вывезти. Особенно пострадали жильцы частных и многоквартирных деревянных домов. Люди, возвращаясь вечером с работы, квартиру, в которую попадают с трудом из-за затопленного подъезда, застают в воде по колено.

Фото: тг-канал Якутск

Одобрительно кивали, но не сделали

Крупные проекты с китайскими компаниями Якутия анонсировала обычно на Восточном экономическом форуме. На первом, состоявшемся в 2015 году, Егор Борисов, занимавший тогда должность главы региона, заявил о заключении рамочного соглашения с китайской компанией Huaqing Housing Holding по созданию IT-парка. По его словам, компания также вела переговоры  о строительстве Алданского нефтеперерабатывающего завода.

В конце 2018 года парк высоких технологий в Якутске все же открылся, но в бывшем здании Северо-Восточного федерального университета. Чего не скажешь о производстве нефтепродуктов в Алдане, которым интересовалась, кроме Huaqing Housing Holding, китайская China National Petroleum Corporation.

IT-парк в Якутске, который показывают всем высокопоставленным гостям, тоже планировали строить китайцы

В том же году «Республиканская инвесткомпания» заявила, что «Хэйлунцзянская главная компания по развитию экономики и технологий» намерена инвестировать в добычу олова на месторождении ручей Тирехтях в Депутатском Усть-Янского района. Соглашение о реализации проекта стороны подписали на Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине. 

Но и этому китайско-якутскому проекту не суждено было реализоваться. 

— Проект вызывал живой интерес на многочисленных экономических форумах, не раз презентовался на том же ВЭФ. Потенциальные инвесторы одобрительно кивали, даже вели какие-то переговоры, но до реальных действий, то бишь выделения денег, дело так и не дошло. Тогда было решено действовать самим, то есть терпеливо накапливать собственные ресурсы с добычи золота, говорится в имиджевой публикации, посвященной  разработке месторождения «Янолово».
Фото: ysia.ru

Ленский мост и 7 китайских компаний

«Хуа Цинь Ань Цзю», «Чжундянь», «Бо Чи Хэйлунцзян», «Хейлунцзянская главная компания по развитию экономики и технологий», корпорация «Чжода», а также China Development Bank, по словам руководства республики, в 2015 году предложили построить мост через реку Лену на условиях концессионного соглашения.

В этом списке нет Sinohydro Corporation Limited, но именно она упоминается в СМИ в связи со строительством Ленского моста.  Корпорация, основанная в 1950 году, входит в состав инженерной и строительной госкомпании  PowerChina. В Якутск представители компании приезжали несколько раз. В марте 2016 года делегация под руководством заместителя директора департамента Евроазии Чэн Шицзюня провела рабочие встречи с предполагаемыми участниками проекта с якутской стороны.

— Я с уверенностью могу заявить, что мы вступили на первый этап фактической работы,цитировала его пресс-служба республиканского правительства.
Представители Sinohydro изучали место строительства Ленского моста

В мае того года сотрудники компании приезжали в Якутию наблюдать за ледоходом, чтобы использовать свой опыт при проектировании моста. Но не пропустили вскрытие реки. Это не помешало региональному правительству организовать пресс-конференцию с представителями Sinohydro.

— Заблаговременно были согласованы даты ожидаемого прибытия льда с соответствующим ответственным учреждением. Но сложно предугадать, как поведет себя ледоход на деле,говорил об этом глава Агентства инвестиционного развития Алексей Загоренко, по словам которого, любые промежуточные этапы ведения переговоров по инвестпроектам должны быть зафиксированы в прессе. 

В сентябре 2017 года в интервью ТАСС во время Восточного экономического форума глава Якутии Егор Борисов заявил, что Sinohydro до конца года представит предложения в концессионное соглашение о строительстве Ленского моста.  Этого не случилось и китайская компания постепенно исчезла из информационной повестки.

Река Лена в районе Якутска. Фото: regnum.ru

Новое время — новые проекты

В последние четыре года якутские власти заявляли об интересе китайцев к закупкам оленины и говядины, о том, что China Overseas Holding Group Smarter City Fund Co. Ltd хочет построить гостиницу в Якутске, «Цзинъань» — коксохимический завод в Нерюнгринском районе. Но дальше заявлений проекты не продвинулись. 

Сейчас правительство республики анонсирует два проекта: участие госкомпании «Железные дороги Якутии» в строительстве железнодорожного перехода «Джалинда — Мохэ» и релизацию энергопроекта в Ленске. Не совсем понятен вклад якутской компании в проект моста через реку Амур, который с российской стороны ведет Амурская область. Но «Железные дороги Якутии» сообщают, что представители компании съездили в Китай и провели встречу в китайском посольстве в Москве.

Фото: ysia.ru

Также мало что известно о строительстве станции под экспорт электроэнергии в КНР, которая должна появиться в якутском городе Ленск в 2028 году. Стоимость проекта оценивается в 870 млрд рублей. Реализовать его планируют с помощью китайской Sinohydro Corporation, которая хотела ранее участвовать в строительстве моста через Лену. Для этого в Якутске в одной из квартир зарегистрирована компания «Сила Якутии». Владеют ею петербуржец Алексей Кравченко и гражданин Китая Ли Дуань. Управляет предприятием москвичка Евгения Китаева, основательница информагентства «Дэстэн Партнерс», компании «Бэкстейдж», занимающейся производством видеофильмов и телевизионных программ.

Фото: sakhaday.ru

Проблема не в Китае

Самым проработанным в плане переговоров якутско-китайским проектом бывший руководитель Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии Александр Кондрашин называет комплекс по сжижению природного газа. Его должны были построить на базе малотоннажного СПГ-завода. Интерес к проекту проявила китайская частная энергетическая компания Jovo Group, базирующаяся в Гуанчжоу и обеспечивающая 30% импорта СПГ этой провинции, превосходящей Россию по размеру своей экономики. К ноябрю 2019 года были сделаны предварительные расчеты, подготовлено технико-экономическое обоснование.

— Но компания отказалась от проекта, в основном, из-за сложной логистики, в том числе необходимости отгружать газ в порту Владивостока. Вскоре после начала пандемии они сообщили, что будут фокусироваться на альтернативных проектах в Юго-Восточной Азии, — рассказывает экс-чиновник.

По словам Кондрашина, Китай, в целом, мало инвестирует за рубежом, Россия, с точки зрения КНР, сегодня входит в категорию стран с высокими рисками для бизнеса. Китайцы предпочитают торговать с Россией, в перспективе в нашей стране для них могут быть актуальны ресурсные проекты, ради доступа к природным  ресурсом они, возможно, будут готовы рисковать, считает он.

Якутские чиновники в Китае в апреле 2023 года

Его предшественник Алексей Загоренко причиной несостоявшихся проектов называл слишком частую смену переговорщиков с якутской стороны.

— Китайские предприниматели работают от отношений. С ними нужно долго знакомиться, общаться, чтобы создалось доверие, которое приведёт к результатам. Одна из наших основных проблем в переговорах с китайскими партнёрами — это частая смена переговорщиков. А из-за многоголосицы и смены лиц они теряются, — рассуждал он.

Якутянка, проживающая в Китае много лет и работающая в крупной корпорации, говорит, что знает ответ на вопрос, почему китайские компании охотно заключают меморандумы о намерениях, но не торопятся с реализацией проектов.

— Но не могу его озвучить. Скажу лишь, ищите проблемы не в Китае, — сказала она и отказалась общаться даже анонимно. 
— Подождем до лучших времен, — говорит сотрудница компании, инвестирующей в дальневосточные проекты.

Профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Игорь Липсиц считает, что китайских инвестиций в российскую экономику не будет.

— Россия сейчас — сжимающийся рынок, потому что беднеют и население, и бизнес. Уезжает средний класс, что существенно снижает спрос. Поэтому я думаю, что никакого массированного инвестиционного процесса не будет. Лет 10 назад это еще можно было ожидать. Но Россия повела настолько безумную экономическую политику, что сейчас никакого интереса инвестировать в нее нет,считает эксперт.