Политика мясорубки…
В Боровске 85-летнего художника Владимира Овчинникова штрафуют за дискредитацию армии — он рисует на стенах антивойну
В России второй раз суд штрафует за дискредитацию армии художника Владимира Овчинникова. Прошлой весной за картину «Остановиться» — на девочку в сине-желтой одежде падают бомбы. Рисунок появился 25 марта 2022 года на стене напротив военкомата Боровска Калужской области, где и живет 85-летний стенописец. Вторично судья выписал штраф 35 тысяч рублей в июне этого года за картину «Политика мясорубки» — две мясорубки перемалывают людей в фарш, жернова одной изображают знакомый всем год — «1937», жернова второй — букву «Z», ставшую символом Кремля в войне против Украины.
— Якби такою позиція кожного росіянина, то ніколи б не сталось неосяжного горя українського народу, — написала на странице Овчинникова в Фейсбуке его подписчица из Украины, а подписчики Владимира Александровича из России второй раз с лихвой собрали деньги на оплату штрафа.
Позиция Овчинникова проста — полное неприятие войны, развязанной Путиным против украинского народа. Он ее и выражает на стенах Боровска, как до 24.02.2022 выражал интерес к боровчанам и их истории через фрески на стенах, изображая исторических персонажей и события — сталинские репрессии, боярыню Морозову и протопопа Аввакума, Циолковского… С 2002 года стенописец, как он сам себя называет, в Боровске на заброшенных и действующих зданиях, заборах, оконных пролетах создал более 160 работ. Из них сохранились около шести десятков — остальное уничтожили дожди и снега, и частично — чиновничья цензура. Автор смытых картин не жалеет — остались на фото и в альбомах, по его словам, ему проще нарисовать что-то новое, чем реставрировать старое.
После начала войны в Украине Владимир Овчинников большую часть времени отдал антивоенным работам. Он рисует, власть закрашивает, он опять рисует, власть опять закрашивает. Уничтожено более десятка антивоенных фресок.
Не скрывается, рисует днем, мимо идут сотни прохожих и туристов, тщательно продумывает каждый сюжет — часто приурочивает их к новостным событиям. 90 процентов проходят мимо — «как будто их война не касается», говорит боровчанин, для которого военная агрессия стала полной неожиданностью.
— Катастрофа, позор, чтобы такая страна, которая только и говорила о том, что за мир во всем мире, вдруг развязывает агрессию, причем совершенно не спровоцировано. Решения принимает у нас единственное лицо, главнокомандующий. В голове это не укладывалось. У нас очень инфантильное общество. Многие деяния нашего президента за 20 лет и сделали его таким инфантильным. Принимают такие законы, вот если ты критикуешь использование армии, мы тебе штраф дадим, мы тебе заткнем рот, все сделано для того, чтобы народ молчал, боялся. Люди, как только заводишь разговор, стараются, отмахнуться от этой темы. Я делал несколько работ — односложно писал Z-безумие, на стене крупными буквами, сначала меня опасались привлекать за это, потом я писал Z-позор, потом Z-баста, потом я делал картинку в желто-синих тонах девочка, на нее сыплются бомбы — и вот за это меня наказали. Наказали штрафом — нельзя сомневаться в правильности использования армии, — рассказывает Владимир Александрович.
«Z- безумия, Z-позор, Z- фиаско» художник рисовал в течение 2022 года, приурочивая к событиям войны в Украине. Все три уничтожены. Фото: facebook.com/Владимир Овчинников
Лишь случай уберег его от реального срока за дискредитацию вооруженных сил России, если бы срок между первым и вторым судом равнялся 11 месяцам — рецидив в течение года уже отменяет штраф и предписывает судьям отправлять россиян на нары.
— Почему не боюсь, переспрашивает художник, и отвечает, что за свою жизнь отбоялся — стыдно бояться в 85 лет.
— Трудно представить, как они придут, за таким стариком 85-летним, посадят в машину, отвезут в кутузку, начнется суд или еще чего-нибудь. Это же нонсенс, они же думают, что народ возмутится, как со стариками обращаются. В основном, эзоповым языком сегодня приходится говорить в доступных местах на стенах, — улыбается он.
Более десятка антивоенных фресок коммунальщики по приказу мэрии со стен и заборов Боровска стерли. Остались Цой и диптих «Любовь и разлука» с тонким намеком, сложным для понимания чиновничьим разумением. Слова лидера «Кино» — «перемен требуют наши сердца» борцы с инакомыслием тоже пожалели — оставили. А вот соседей по стене уничтожили вместе с антивоенными цитатами — Галича, Евтушенко, Шевчука, Юлия Кима, под раздачу попал и Высоцкий со строчкой «По черепам и трупам, за метром — метр, идут по Украине солдаты группы «Центр». Цою какой-то местный патриот добавил тату «Z c номером» — автор обратно выжег ее до цвета стены.
Кроме Z-безумия, Z— позора была Z-баста, «когда Херсон мы взяли, не мы взяли, а нас выгнали из Херсона», перечисляет уличный живописец. Потом «Новогодний десантник» с буквой Z спускается на боровский военкомат в новогоднюю ночь 2023 года, тут же новогодний дед мороз с бородой и автоматом, в «Ностальгии» — девушки, русская и украинка, взявшись за руки, как на советском плакате, ностальгируют о прошлом, потом «Журавли» со строчкой Расула Гамзатова о том, что в этом строю есть место малое, быть может, это место для тебя?
— Внизу кресты, летят журавли в небе, а на земле кресты, кресты, кресты, где-то что-то закрашивали, я восстанавливал, по всему городу я рисовал голубей, за один день восемь штук нарисовал, потом большая картина «Гагарин в Боровске» с лозунгом над домами «Миру мир» и стихотворение жена написала к этой картине. Пожалуй, все. Осудили за девочку под бомбами и «Политику мясорубки» — говорит стенописец.
На собранные в соцсетях деньги для погашения штрафов, а суммы собрали в несколько раз больше, Владимир Овчинников издал несколько альбомов, куда включил свои антивоенные фрески. В «Драматургии стен», один раздел «Во имя России» о ратных делах военных, а следующий раздел называется «Во имя чего?» тут заставка Z — хватит Z. Вышли альбомы «Город в городе», «Кисть и перо», «Навигатор по городу: от фрески к фреске». Через неделю выйдет книжка «Эльвира и Владимир на два голоса. 20 лет спустя», где есть антивоенный раздел.
Жена, поэтесса Эльвира Частикова, дополнила картины стихами. Книг, к сожалению, не найти в интернет-продаже. Овчинников, не понимает пока, как продавать через Сеть. Но зато туристы охотно приобретают его альбомы в местных магазинах.
Пока по Боровску все еще летают голуби мира, а коммунальщики с кистями не дотянулись до «Любви и разлуки», которую Владимир Овчинников нарисовал на месте мясорубок 31 мая. Но на 18 июля его уже вызвали в техническую инспекцию Обнинска по административному делу — разукрасил чужой забор, а некая «очень активная Z-патриотка написала о том, что в неустановленном месте, Овчинников нарисовал журавлей, мост и девушку».
— Очень трудно углядеть дискредитацию армии в этом диптихе. «Любовь и разлука» на слова Окуджавы, «две верных подруги, любовь и разлука, не ходят одна без другой». Там слишком отдаленный, тонкий намек, это диптих, с одной стороны, изображена девушка в ожидании, эта часть называется «Ожидание», вторая часть называется «Журавлиный клин» — по мосту удаляется фигура призывника или мобилизованного и над ним летят эти журавли, а с журавлями у меня уже была картина, сразу возникает ассоциация, о чем это, зачем эти журавли здесь.
Пока, говорит, точно не решил, что будет следующим сюжетом, но замысел есть. Еще зимой нарисовал двух девочек, русскую и украинку. Девочки стоят по разные стороны трещины, тянут друг к другу руки. Жена Эльвира Частикова написала такие строки к картине:
Как мы тянемся друг к другу! — Как текущие по ветру Ветки ивы, чтобы туго Заплестись, назло запрету. Это — жажда. Это важно: От порывов до миграций, Потому что волен каждый Выбирать, с кем обниматься
— Собирался сделать персональную выставку в феврале с картинами антивоенной направленности, но по «техническим причинам» сказали, выставка не состоится, а теперь, я думаю, что хорошо бы вместо этих девочек нарисовать другое, две девушки лет 18 бегут вдоль этой трещины, точнее уже провала, пропасти, одна с одной стороны, другая с другой, а в руках у них воздушные змеи в цветах национальных флагов России и Украины и они там, в воздухе, пересекаются, тоже эскиз готов, — такую новую фреску обещает художник.
В Боровске художника власть в лице главы Боровского района Николая Клиничева и местная газета травят. Напечатали статью «Жажда славы или деменция?» По словам Овчинникова, в тексте ни слова правды. Он подал иск о защите чести и достоинства. На последнем судебном заседании судья назначил лингвистическую экспертизу — относятся ли факты и заголовок к истцу.
Много лет работы Овчинникова «пополняют» городской бюджет. Если искать в поисковиках информацию о городке, то под номером один выходит достопримечательность «Фрески Боровска» и тысячи восторженных комментариев туристов, приезжавших сюда на экскурсии. Однако городские власти этого не ценят.
Владимир не только борется с войной, но и ведет работу по возвращению памяти о жертвах политических репрессий Боровского района. Прошел несколько судов, добиваясь реабилитации лишенных избирательных прав «классово чуждых элементов» — кулаков, торговцев, священников и многих других, а также их родных. Один Овчинников реабилитировал 1159 жителей-лишенцев района, суд признал их политически репрессированными. Много лет художник пытается за свой счет установить мемориал жертвам политических репрессий с именами тех, кто сгинул в ГУЛАГе. Но тщетно. Власть всячески этому препятствует. Удалось лишь установить камень, привезенный из Соловков.
— Почему стирают память о репрессиях? Возможно, потомки тех, кто репрессировал — не хотят знать о том, что делали их отцы и деды. Возьмите Германию, как там чтят антифашистов, как возлагают венки канцлеры и другие политики. Сейчас все к тому идет, чтобы забыть, забыть, забыть. В чем выход? Откройте хотя бы архивы, чтобы люди могли изучать материалы.
Для Владимира Овчинникова абсолютна параллель между 1937 годом и тем, что происходит в 21 веке в России – политические репрессии и расправа с «инакомыслием», идущем в разрез правящему режиму. Фото: facebook.com/Владимир Овчинников
Как рассказывает Владимир Александрович, боровские власти уничтожили шесть мемориалов, посвященных советским репрессиям. Из них пять — с именами жертв репрессий.
— Бегут, закрашивают просто слова ««Без памяти — нет народа», «Обрубание памяти — преступление», закрасили около 20 работ, но не решаются меня привлечь по политическим мотивам, я ратую за увековечивание памяти политических репрессий, что могут мне предъявить — зачем тебе увековечивание? Бегут и закрашивают, — сетует Овчинников, отец которого отсидел 10 лет в ГУЛАГе.
Владимиру Овчинникову без разницы, как называют его творчество — стрит-арт, фрески, граффити, стенопись, его не волнует — останутся ли они навечно на стенах Боровска. Он критически относится к прожитой им жизни, говоря, что созрел слишком поздно. В советские времена все было за всех решено, школа, вуз, направление на работу, работа, пенсия. Полет и созревание он ощутил, когда 90-е годы дали право выбора, как жить. Сразу ушел в предпринимательство. Появился драйв.
После выхода на пенсию в 2002 году переехал из Москвы в дом отца в Боровск.
Надо сказать, что к его стенам жизнь его вела давно. С молодости был неуемный. В 1968 Госстрой за критику одной строительной технологии сослал его на год в Монголию, а там он во время Пражской весны устроил опрос среди коллег — как они относятся к советским танкам в Чехословакии. Подготовил анкету и раздал для анонимного опроса. Тут же сигнал ушел в посольство России и молодого строителя Володю Овчинникова предупредили, что за политическую деятельность контракт с ним не продлят и отправили обратно в Москву. Могло быть и хуже, но обошлось.
— Откуда в России такая поддержка войны?
— Общество у нас болотное. Что такое у нас выборы? У нас не выборы, а спецоперация, ходи на выборы, не ходи — итог будет один, потому что там, наверху, все продумано, и технологии выборные знают, как оболванить. Да и просто подправить цифру ничего не стоит. Отсюда и апатия у многих людей.
— Если такая инфантильность, апатия и власть про это знает, почему они тогда так ваших фресок боятся?
— Они не то, чтобы моих фресок боятся, они боятся за свое место. Если они не уследили, что вот тут у тебя непорядок на улице, а ты спишь, то тебя уволят. То есть, их заставляет это делать служебное положение. Администрация вообще в растерянности: с одной стороны, эти фрески большинству нравятся, все хвалят, а с другой, не могут поддержать. Как его поддержишь этого художника, а вдруг он навредил, сделал что-то не то. В общем, не знают, как быть. Я это чувствую. Тут ведь такая ситуация, что на стенах в историческом поселении вообще нельзя ничего рисовать, но если это интересно туристам, то как быть? Тупик. У меня есть работа о военных России, там я изобразил ратные дела Боровска в прошлом — вот как они ее будут закрашивать во имя России?
— Кто для вас сегодня герои?
— Кто герои? С одной стороны, кто грамотно и честно выполняет свою работу, возьмем актрису Пересильд, которая полетела в космос, с честью справилась с этой работой, готовилась серьезно.
С другой стороны те, кто не молчит. Если он политик, допустим, Немцов, или Яшин, могу говорить, да, герои. Или Навальный. Среди героев я бы сегодня назвал и нашу артистическую среду, тех, кто покинул страну, которые просто не в состоянии здесь петь, выступать. А люди разговорного жанра, как Галкин, они же должны нести что-то людям. Что он будет нести, если он против? Его сразу забанят. Их мужеству тоже можно позавидовать. Галкин, актер Белов, многие, многие, тот же Нагиев, тот же Меладзе, та же Пугачева, та же Гвердцители, она на днях сказала, что не может петь по-русски, на них симпатия моя распространяется.
— Возможно ли возвращение доверия между Россией и Украиной? Прощение со стороны Украины за вероломное нападение?
— Думаю, тут все очень индивидуально, у меня самый близкий друг живет в Одессе. Он знает мою позицию, ему не нужно думать, простить меня или нет. А говорить о народе в целом, это гораздо сложнее. Так же как непонятны мне разговоры про коллективную ответственность, все зависит от того, как страна побежденная будет себя вести. Если она признает свою вину, если она постарается искупить эту вину, если она удосужиться попросить прощение, это одно, а если это будут разговоры, что, мол, мы делали все правильно, то это может длиться бесконечно.
Да, были на Украине антирусские настроения, и мне это понятно, откуда эти настроения, ведь это Голодомор, все репрессии исходили из Кремля, все было задумано Кремлем, репрессии 37 года в плановом порядке по приказу, по программе, по квотам, квоты по регионам, все было продумано до мелочей, кто как должен вести себя в этих условиях, это план по уничтожению — сделать выжженным интеллектуальное поле, по сути дела это было. Так и получается.
У меня есть такая работа «Их имена вошли в историю России», я изобразил шесть портретов уроженцев Боровского района, известных на всю страну, в каждой энциклопедии их имена есть, это 19 век все, а когда я хотел продолжить этот ряд в 20 веке, то не нашел ни одного человека с такой же степенью известности. Это я объясняю тем, что вся элита была уничтожена, сначала выдавили за границу в революцию, многие уехали, кто не ожидал для себя ничего хорошего от этой власти. Потом лишения избирательного права, признание классово чуждыми, сделали людей изгоями общества, а это в основном народ деятельный был, предприимчивый. Потом первая волна раскулачивания, и высылка в спецпоселения, где уже получить образование нельзя было, лишение свободы на три года стандартное для всех людей, не принявших коллективизацию. Потом 37 год. А потом Боровский район был под оккупацией 2 месяца 20 дней. Затем вернулись наши и арестовывали без разбора, виноват — не виноват, к расстрелу и лишению свободы. Большую группу отправили в воркутинские шахты, и там они не могли протянуть больше трех-четырех месяцев.
Вот и мало осталось интеллекта. А если кто и пробивается в верхние эшелоны власти, то это, как правило, отрицательная селекция.
— В какой России вы хотели бы жить?
— В стране, где уважают права человека, где есть демократия, сменяемость власти, где есть нормальный суд. А с другой стороны, у меня есть подозрение, что может быть в очень хорошей обстановке, когда все правила соблюдают, все нормы выполняют, суды работают хорошо, в такой стране, может быть, и скучно жить — нет места подвигу.
Вы считаете себя оппозиционером?
— Как назовете, так и называйте, важна суть человека. Много спорят, как называть мои работы, фрески, настенная живопись, граффити, или что-то там еще, мне все равно, как это назовут, если строго это не фрески. Фреска — это живопись по сырой штукатурке, это сложная техника, я по ней никогда не работал. Я бы назвал стенопись.
Я рисую по сухой штукатурке, могу и по кирпичу и по дереву рисовать, рисую там, где это важно, где будет смотреться хорошо, а как это будет называться, меня это не очень тревожит. Стена — это большая ответственность. Все видят, на мольберте сделал картину и не знаешь, куда ее девать, то ли подарить, то ли продать, то ли в запасники поставить, мало, кто будет знать о ней. На стене видят все, и разбирающиеся в искусстве и не разбирающиеся. Не подготовленных к восприятию очень много, порядка 95%, только 5% по статистике ходят у нас на выставки и картинные галереи. Получается, что я людей не посвященных, которые никогда никаких выставок не видели, в принудительном порядке приучаю к искусству. Тут ответственность есть, нужно дать со смыслом, чтобы это зацепило.
Овчинников, не оглядывается, кто у него за спиной. Просто подходит к стене и рисует пробитые пулями каски, летящие на маленькую украинскую девочку российские бомбы, он в принудительном порядке показывает согражданам то, что запрещено цензурой.
Его живопись цепляет россиян уже много лет. Возможно, сегодня цепляет совесть молчальников.
Для Овчинникова важно — не молчать, говорить своей стенописью с теми, кто проходит мимо. Вместо телевизора показывает войну на заборе. Точнее — антивойну.
Ирина Краснова