17 апреля 1912 года
На золотых приисках реки Лены солдаты открыли огонь по толпе бастующих рабочих. Погибли от 170 до 270 человек, еще 200 получили ранения.
Рабочие стали вести себя вызывающе. Предложение остановиться и разойтись было оставлено без внимания. Войска были вынуждены стрелять (из официальных сообщений в печати) Войсками без предупреждения произведен залп. Убито 150, ранено свыше 250. По ползущим обратно рабочим стреляли без остановки. Полиция арестовывает всех сведущих в законе. Просим защиты (из телеграммы рабочих)
Забастовка на Ленских приисках, в 2 тыс. км от Иркутска, началась еще в марте. В ней принимали участие около 6 тыс. человек.
На зарплату не жаловались — она была вдвое выше, чем в Москве или Петербурге. И в 20 раз выше, чем у крестьян.
При этом владельцы прииска, с молчаливого согласия властей, заставляли рабочих делать покупки только в специальных магазинах, по баснословным ценам.
Работали по 16 часов в день, по колено в воде. Травмы получали семеро из десяти. До места ночлега шли несколько километров, в сырой одежде. Половина заработка уходила на оплату жилья, качество которого оставляло желать лучшего
Нам остаётся одно: посоветовать рабочим поджечь эти прогнившие, вонючие здания и бежать из этого ада, куда глаза глядят (из доклада члена комиссии, который расследовал причины трагедии)
Рабочие требовали улучшить условия труда, повысить качество пищи и обращаться к ним на «вы» вместо «ты».
Желая положить конец забастовке, полиция арестовала ее лидеров. Толпа из 3 тыс. человек, которая отправилась к губернскому прокурору требовать их освобождения, была расстреляна по приказу жандармского ротмистра Трещенкова.
Власти пытались представить забастовку как революционный бунт. Страна встретила расстрел забастовками, в которых приняли участие 300 тыс. человек.
По итогам расследования ротмистр Трещенков был разжалован в рядовые и служил в пешем ополчении. После начала Первой мировой попросился на фронт и был убит в мае 1915 «ружейной пулей в лоб».