4 августа 1898 года
Родился Николай Олейников. Писатель, поэт, сценарист. Редактор журналов «Еж» и «Чиж».
Тому, кто живет как мудрец-наблюдатель,
Намеки природы понятны без слов:
Проходит в штанах обыватель,
Летит соловей — без штанов
(Послание, бичующее ношение одежды)
Появился на свет в станице Каменской, в семье зажиточного казака. Отношения с отцом не сложились, позже Евгений Шварц вспоминал, что Олейников не мог представить, что кто-то может относиться к отцу иначе чем с ненавистью. Будучи юношей, вступил в Красную Армию. Лидия Гинзбург писала:
В дни наступления белых он, скрываясь, добрался до отчего дома. Но отец собственноручно выдал его белым как отступника. Его избили до полусмерти и бросили в сарай, с тем чтобы утром расстрелять с партией пленных. Но он как-то уполз
В Бахмуте был ответсекретарем газеты «Всероссийская кочегарка». Вместе со Шварцем в 1923 запустили литературно-художественное приложение к газете — журнал «Забой».
С 1925 работал в Ленинграде вместе с Маршаком. С 1928 редактировал «Ежемесячный журнал» для детей — Еж, в котором регулярно печатались Чуковский, Бианки, Пришвин, а также обэриуты — Хармс, Заболоцкий, к которым примкнул и сам Олейников.
Бойся, Заболоцкий,
Шума и похвал.
Уж на что был Троцкий,
А и тот пропал
(Эпиграмма-экспромт)
Свои произведения в Еже публиковал под псевдонимом Макар Свирепый. В том числе — и в виде первых советских комиксов о путешествиях и приключениях:
Кто я такой? Вопрос нелепый!
Я — верховой Макар Свирепый
В 30-х редактировал «Чрезвычайно интересный журнал» — Чиж. Придумывал для детей головоломки и задачи, приобщая к началам логики, физики и математики.
Я завидую зрению кошек:
Если кошка посмотрит на дом,
То она не считает окошек
И количество блох не скрепляет числом
(Жалоба математика)
Его собственная поэзия — ироничная и нарочито примитивная — при жизни почти не публиковалась.
Наступает ужасное время
В 1937 арестовали. Как «участника контрреволюционной троцкистской организации» расстреляли — через пять дней после приговора.