попо

«Мэр? Знаю, что есть Путин»

Как живут люди в Якутии, которых принято называть глубинным народом 

«Знаю, что есть Путин, а про остальных не знаю», — так объясняет свое представление о российской системе власти жительница Якутска Разия Никитюк. Она с четырьмя детьми проживает в аварийном доме. О том, как Разия пытается добиться нового жилья взамен старого, как накопила долг почти в 800 тысяч рублей, за что получила штраф по уголовному делу, почему ее муж подписал контракт с Минобороны РФ — читайте в репортаже «НеМосквы».  

12 июля многодетная мама Разия Никитюк снова вышла замуж, и ее избранником во второй раз стал бывший муж. В этот же день «новобрачный» подписал контракт о прохождении военной службы и отправился на СВО. — Отговаривала, конечно. Но муж сказал, что делает это ради семьи, — объясняет решение супруга Разия.  

По ее словам, муж работал в управляющей компании мастером, зарплата была невысокой и платили ее с задержкой. На «СВО» ему пообещали оклад в 35 тысяч рублей. — Вместе с надбавками получается 210 тысяч в месяц, — говорит Разия о будущей зарплате мужа. 

В день подписания контракта с Минобороны РФ мужчина не только женился, но и получил в ускоренном режиме новый паспорт взамен испорченного. 

— Оказывается, у них все там схвачено, все наготове. Как отправлять его туда, так сразу, а как деньги платить и нам помочь, то что-то никто не торопится, — жалуется Разия. 

Она имеет в виду единоразовую выплату в 195 тысяч рублей, которые, по ее словам, еще не «упали» на карту: «Мы столько потратились, собирая его, берцы, форму покупали, вышло на 100 тысяч. Деньги брали в долг, а выплаты до сих пор нет».

Мы разговариваем с Разией в конце июля. А уже через несколько дней 38-летний якутянин попал под атаку дронов. Чудом остался жив, получил ранение. 

Военную подготовку он не проходил, сразу отправился в зону боевых действий, где его зачислили в штурмовой отряд.

— Два пальца оторвало, руку не чувствует. Вот четвертый день едет в госпиталь. Не знаю, сохранят ли ему руку. «Мне надо как-то найти деньги и поехать к нему», — говорит Разия.  

Из-за маникюра Разии, попавшего в кадр, пользователи раскритиковали ее

Разия растит сына с инвалидностью, живет с детьми в аварийном доме. Зимой температура в квартире была 10 градусов, а летом — загорелась электропроводка. На Разию открыто 19 исполнительных производств на общую сумму 758,8 тыс. рублей. Половина этого долга — просроченная оплата за тепло и электричество. 

Впечатляющий долг по коммунальным услугам получился в том числе из-за зарегистрированных в квартире 150 человек. За них мировой суд признал Разию виновной в фиктивной регистрации граждан и оштрафовал на 35 тысяч рублей, а горсуд по иску прокуратуры взыскал 139,5 тысяч рублей.   

Кофе, сигареты и дети 

На улице, где живет Разия Никитюк с четырьмя детьми, из примечательного только дорога. Новый асфальт уложили в прошлом году. За день здесь проезжает до десяти машин, но пешеходный переход предусмотрен. Свежая желто-белая краска на нем и дорожный знак заметно контрастируют с мрачными деревянными двухэтажками. Напротив них — частные дома. На ограде одного из домов на ветру трепещется российский триколор. Рядом с ним за забором из бордового профлиста прячется двухквартирное деревянное строение. 

Издалека кирпичный дымоход, торчащий над крышей дома, обещает уютную квартиру с камином. Воображаемая картина исчезает при виде тамбура, крыша которого словно гнется под тяжестью прожитых лет. Рама окна розового цвета косится влево, а навес — вправо.   

Внутри дома в прихожей, которая также служит кухней, полы «едут», над окном, занавешенным тюлем, черным пятном зияет сгоревшая распределительная коробка, со светильника свисает клейкая лента черная от мух, на потолке — пятна от потопа, обнажившаяся местами обрешетка. Видно, что когда-то ее пытались замаскировать плитками из пенопласта, как и печку. Она обклеена самоклеящимися обоями «под кирпич». Печка используется как большая полка, на которой главное место занимает кофемашина. 

— Кофе и сигареты — моя слабость, — признается 39-летняя Разия. Когда она улыбается или смеется, глаза исчезают за густыми ресницами. Кажется, такие лешмейкеры называют «3D лисий эффект». Разия — татарское имя, напоминание об отце.

— Отчим меня бил, мать обижала и держала как прислугу. Мне разрешалось садиться за стол только после того, как все поедят. Сестра говорит, что мать, скорее, недолюбливала меня из-за моего отца, от которого натерпелась в свое время. Я решила, что своих детей я не буду обижать, и постараюсь дать им все, что от меня зависит, — рассказывает Разия. 

Разваливающийся дом и письмо Путину  

У Разии две дочери и два сына. Старшей дочери Насте скоро исполнится 15, Вероника младше ее на два года, Данилу восемь, а Сереже семь лет. — Отдай, отдай, я сказал, — кричит кто-то из мальчиков, а потом раздается плач. 

Разия уходит в комнату и громко наставляет: «Вы зачем деретесь? Сейчас скажу тете, пусть она оформит вас в детский дом». Девочки в это время «залипают» в телефонах в соседней комнате.   

Квартиру в деревянном доме в пригородном селе Якутска Никитюк купили в 2016 году за 650 тысяч рублей с использованием материнского капитала. В то время в доме еще проживали люди, но со временем он стал все больше ветшать и рушиться, соседи разъехались, Никитюк остались одни. 

Когда в одной из комнат обрушился потолок, Разия Никитюк написала письмо Путину и попросила помощи в улучшении жилищных условий. Из приемной президента обращение якутянки направили республиканским и муниципальным властям. 

В ноябре 2023 года к Никитюкам приехала комиссия, осмотрела их квартиру и составила акт. Второй визит работников мэрии состоялся в конце декабря. В этот раз муниципальные власти предложили семье несколько вариантов переезда в другое жилье.  

Ни один из них не устроил Разию. — Там 12 квадратных метров. Нам что, друг на друге спать? И эти комнаты были в общежитии, зачем нам менять шило на мыло. Я отказалась. Мне сказали, тогда пишите письменный отказ, — рассказывает многодетная мама. 

Бастрыкин поручил, но не помог 

Этой зимой, когда окна и входную дверь сковало льдом, а стены продувало так, что не помогал обогреватель, Разия Никитюк обратилась в СМИ. Местное издание SakhaDay опубликовало фотографии жилья Разии и заметку, в которой сделала акцент на том, что семья многодетная, а жилье было куплено на средства материнского капитала. На нее обратил внимание председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и поручил провести доследственную проверку.

После этого каждый день к Никитюкам приезжали комиссии. То из муниципалитета, то из Минсоцтруда, а потом Разию пригласили в Управление Следкома РФ по Якутии и отправили за ней машину. 

В ведомстве Разию расспросили о детях, о том, как она живет на пенсии по инвалидности и детских пособиях, и предложили переехать в квартиру-студию площадью 34 кв.м. Настоятельно рекомендовали подумать о детях, и в случае отказа пригрозили отъемом их из семьи. 

Разия со старшей дочерью осмотрела квартиру и отказалась от нее. — Настя категорически была против переезда. Здесь у нее есть комната своя, а там мы все будем в одной. Обставим ее кроватями, неудобно, да и как там перемещаться и жить, — объясняет свое решение Разия. 

Ее отказ и ультиматум Насти в Следкоме не поняли. Сотрудник, с которым беседовала Разия и не запомнила ни имени, ни звания, предположил, что девочка могла бы расположиться в прихожей. 

— Диванчик здесь можно поставить, — говорит он. Представляете?! Еще пристыдили меня: «Хоть бы о детях подумала». Так я, наоборот, о них и забочусь. Это дети не хотят туда, — разводит руками Разия.

С мечтой рассказать Путину об аварийном доме 

Дом Никитюк признан аварийным четыре года назад, но в программу по расселению из аварийного, ветхого жилья Якутска попадет не скоро. Сейчас в очереди для получения жилья состоят владельцы квартир, чей дом признан непригодным для проживания в 2017 году.  

Разия и Настя раздумывали над разными стратегиями, чтобы как можно быстрее переехать из разваливающегося дома. В итоге Настя написала письмо на «Первый канал», а Разия — снова президенту Путину. 

— Говорили, что он приедет в Якутск. Вот бы где-нибудь в городе поймать его и рассказать о нашей квартире, — мечтала Настя.

В июне 2024 года Владимир Путин прилетал в Якутск, и даже незапланированно встретился с горожанами. Но среди этих радостных людей Насти не было. Письмо Разии президенту его администрация снова переадресовала местным властям. 

Без ванны, туалета и с долгом в 600 тысяч 

В июле на обращение женщины пришел ответ от Минстроя Якутии. В письме перечислено, по каким адресам Никитюк предлагали жилье, указано о назначении супругу единовременной выплаты в 500 тысяч рублей за ранение, о получении им выплаты в 200 тысяч рублей, а также сказано, что 6 тысяч семей Якутска нуждаются в улучшении жилищных условий. 

О том, как будет исполняться решение суда по иску прокуратуры в пользу Никитюк об отселении из аварийного дома, ведомство не сообщило. Это решение Якутский горсуд принял в июне 2024 года. Правда, в нем нет конкретных сроков и написано: возложить на администрацию Якутска обязанность принять меры к незамедлительному отселению граждан из многоквартирного дома.  

Столичная мэрия в ответ на обращение Никитюк предложила временное жилье в том же общежитие, от заселения в котором Разия отказалась. 

— Нам не нужны хоромы. Дайте, просто жилье, в котором мы бы все поместились, и где были бы ванная и туалет. Ой, в ванне бы я полежала, — вздыхает Разия. 

Сейчас в ее квартире только вода на кухне. — Мыться мы ходим к соседям. Некоторые уже не хотят пускать. Неудобно, конечно, людей тревожить, но что делать, — говорит Никитюк. 

В квартире Никитюк два раза случился пожар. Этой весной загорелась распределительная коробка из-за замыкания в электропроводке. Пламя заметил младший сын Сережа. Возгорание потушили, вызвали пожарных, которые предупреждали об опасности еще прошлым летом. Тогда так же старая электропроводка не выдержала нагрузку.

За коммунальные услуги у Разии накопился огромный долг. — 600 тысяч за тепло, 108 тысяч рублей за свет. Надо как-то гасить, а то энергетики сказали, что вырубят свет со столба, — говорит она. 

Деньги от иностранцев пополнят бюджет РФ 

Кроме этого долга, у Разии есть еще и задолженность по кредитам. Как следует из картотеки судебных приставов, женщина оформляла в основном микрозаймы. Всего на нее открыто 19 исполнительных производств на общую сумму 758,8 тыс. рублей. 

Это не считая 139,5 тыс. рублей, взысканных по иску прокурора за незаконную регистрацию граждан. Как следует из постановления Якутского горсуда, вступившего в силу в январе 2024 года, Разия Никитюк с сентября 2021 года по февраль 2023 года фиктивно зарегистрировала в своей квартире иностранцев за плату. Эти сделки суд признал ничтожными и взыскал полученные деньги в доход РФ. 

— Мне недавно звонили и сказали, что уголовное дело возбудили еще раз. Потому что следователь, молодой какой-то, не разобрался и не учел всех, кто был прописан. Что за работники такие пошли! Я говорю им: вы что, каждый год меня судить собрались?! — возмущается Разия. 

Об этом деле она говорит неохотно и не называет, сколько человек фиктивно прописала в своей двухкомнатной квартире. В письме от ведомств указано, что по адресу значатся 150 человек. 

— Деньги давали, вот забор построили, — рассказывает Разия о полученных незаконным путем доходах.  

Легальный доход Никитюк складывается из пенсии Разии по инвалидности в 24 тыс. рублей, пособия сыну с инвалидностью в 29 тыс. рублей и детских пособий. Выплата на детей рассчитана в размере 75%, так как доход семьи превышает сумму прожиточного минимума на 900 рублей.  

«Ветерки» в помощь 

Даже не знаю, куда еще писать, признает Разия неудачные попытки решить жилищную проблему через письма Путину, обращение в прокуратуру и СМИ. Постановление суда, обязывающее мэрию решить вопрос предоставления жилья Никитюк, она отнесла судебным приставам. Теперь не до конца отработанным кейсом у нее остается обращение в Минобороны РФ.  

— Я им сказала, вы обязаны мне помочь, как жене военнослужащего. Куратор, когда муж подписывал контракт, говорил: «Не переживайте, мы вашу семью не бросим». А сейчас даже на мои сообщения не отвечает, — жалуется Разия.

— Говорят, многие отказываются от квартир в «Звездном», потому что дома плохо построены и квартиры маленькие. Так дайте нам там квартиру. Мы не откажемся, — добавляет женщина.  

«Звездный» — это новый микрорайон, один из основных объектов мастер-плана столицы Якутии. О прекрасном будущем Якутска, когда реализуется этот проект с финансированием в 448 млрд рублей, мэр Евгений Григорьев докладывал президенту Путину во время встречи главы государства с выпускниками кадрового конкурса «Лидеры России». 

На вопрос, обращалась ли она к мэру Якутска, Разия Никитюк отвечает: «Кто такой? Как его зовут? Знаю, что есть Путин. А про остальных не знаю». 

— Ветерки бы нам купить. Эту зиму мы явно не переживем, — внезапно переводит она разговор. 

«Ветерками» женщина называет дешевые обогреватели, с помощью которых Разия, ее четверо детей и две кошки спасались от холода, когда в Якутске стояли 50-градусные морозы.