попо

25 августа 1968 года

«За вашу и нашу свободу!» 

На Красную площадь вышли восемь человек, чтобы выразить протест против ввода советских войск в Чехословакию.

Я оказалась перед выбором: протестовать или промолчать. Для меня промолчать — значило присоединиться к одобрению действий, которых я не одобряю. Промолчать — значило для меня солгать (Лариса Богораз)

Войска СССР и стран Варшавского договора вошли в Чехословакию в ночь на 21 августа — чтобы пресечь начало реформ «Пражской весны».

На Лобное место вышли Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг. Ровно в полдень они развернули плакаты с лозунгами: «Руки прочь от ЧССР!», «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!», «Позор оккупантам!», «За вашу и нашу свободу!». Почти сразу всех арестовали патрулирующие Красную площадь сотрудники милиции и КГБ.

Сначала, минут 3-5, только публика окружила недоуменно. Наташа держит в вытянутой руке флажок ЧССР. Она говорит о свободе, о Чехословакии. Толпа глуха… Вдруг свисток, и от мавзолея бегут 6-7 мужчин в штатском… Вырвали лозунги, после минутного замешательства — флажок. Один из них… начал бить Файнберга по лицу ногами… Публика одобрительно смотрела, только одна женщина возмутилась: «Зачем же бить!» (Татьяна Баева)

Демонстранты заявили во время следствия, что 21-летняя Татьяна Баева в акции не участвовала, оказалась на Лобном месте случайно. Ее отпустили, позже она продолжила заниматься диссидентской деятельностью. Остальных судили. Акция вошла в историю как «демонстрация семерых».

Суд под председательством Валентины Лубенцовой счел все плакаты «клеветническими». Файнберга и Горбаневскую признали «невменяемыми»: филолога отправили в спецпсихбольницу на 4 года, поэтессу передали на поруки матери. Пятерых приговорили к разным срокам заключения и ссылки.

Чешские газеты писали: 

Семь человек на Красной площади — это, по крайней мере, семь причин, по которым мы уже никогда не сможем ненавидеть русских