19 сенября 1967 года
В Париже от кровоизлияния в мозг умерла 82-летняя художница Зинаида Серебрякова. Одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Родилась в 1884 в семье обрусевших французов, в селе под Харьковом. Дед — Николай Бенуа — был знаменитым архитектором. Отец — Евгений Лансере — скульптором.
С 16 лет занималась в художественной школе в Петербурге, потом училась в Италии и Париже.
Прославилась в 26, написав автопортрет «За туалетом»: его сразу же купила Третьяковка.
Мастерица женского и детского портрета. До революции написала серию картин о русской деревне: «Крестьяне», «Жатва», «Баня», «Беление холста».
Расписывала ресторан на Казанском вокзале в Москве.
После революции семья переехала в Харьков, а их имение разграбили и сожгли.
В 1919, после смерти мужа (он работал инженером-дорожником), осталась без денег, с четырьмя детьми и больной матерью. Не могла купить даже масляные краски, но отказалась зарабатывать на создании портретов красных комиссаров.
Рисовала углем и карандашом, продавала наброски экспонатов из Харьковского археологического музея.
В 1920 вернулась с семьей в Петроград, куда к ним «на уплотнение» подселили артистов. Писала картины из театральной жизни и портреты.
Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов
В 1924 на выставке в Нью-Йорке одну из ее картин — «Спящая девочка на красном одеяле» — за 500 долларов купил русский эмигрант. Она написана в жанре «детского ню», моделью стала 10-летняя дочь Зинаиды. На вырученные деньги уехала в Париж искать работу.
Вернуться на родину ей больше не удалось, некоторых детей она увидела только через 36 лет.
Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы
О художнице заговорили только за два года до смерти — во времена хрущевской оттепели, после выставок ее работ в Москве, Ленинграде и Киеве. Альбомы Серебряковой печатали миллионными тиражами, а картины сравнивали с работами Боттичелли и Ренуара.