Великая нефтяная иллюзия Путина
Автор: Михаил Крутихин, экономический аналитик
С добычей нефти в России всё благополучно – к такому выводу можно прийти на основании заявлений, сделанных правительственными чиновниками в рамках «Российской энергетической недели» в конце сентября.
Так, первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин сообщил, что «целевой ориентир России по добыче нефти в базовом сценарии к 2050 году – 540 млн тонн». Напомним, что, по официальным данным, в 2023 году в России добыли 530 млн тонн нефти, а в 2022 году – 535 млн. На текущий год прогноз дают в широком диапазоне от 515 до 521 млн тонн.
Правда, Сорокин добавил, что «целевой ориентир» может быть скорректирован с учётом взаимодействия с партнёрами России по альянсу ОПЕК+.
А его начальник – министр энергетики Сергей Цивилев подчеркнул, что запасов нефти в стране достаточно для добычи в течение 130 лет, и отметил, что на одном только арктическом шельфе разведанных запасов хватит на 32 года. Ранее провластные эксперты делали другие предсказания о длительности нефтяной «эры» в России – от 20 до 50 лет.
Оба прогноза не могут не вызвать вполне обоснованных сомнений либо в компетентности руководства Минэнерго, либо в его объективности.
Сорокинские 540 млн тонн годовой добычи – это, в переводе на принятые в международной практике стандарты отчётности, 10.84 млн баррелей в сутки. Нынешний уровень нефтедобычи в России засекречен. Надо понимать, что информацию эту скрывают не для того, чтобы не зазнаваться перед другими нефтедобывающими странами, а единственно ради маскировки реально плачевного состояния дел. Правду о добыче не сообщают даже партнёрам по ОПЕК+, что давно уже вызывает там возмущение и критику.
Обратимся к нероссийскому источнику – регулярно публикуемым данным Администрации энергетической информации (EIA) при Департаменте энергетики США. В августе этого года, подсчитали эксперты этого ведомства, Россия добывала ежесуточно 10.24 млн баррелей в сутки, а если вычесть из этого объёма добычу газового конденсата и прочих жидких углеводородов (то есть привести показатель к данным отчётности России перед партнёрами по ОПЕК+), выходит 9.02 млн баррелей.
При этом добыча уверенно снижается. В декабре она составляла 10.76 млн баррелей в сутки, включая 9.53 млн баррелей чистой нефти без конденсата, и это было максимумом, после чего весь год шло только сокращение, которое продолжается и сейчас.
На каком основании Минэнерго предсказывает рост российской нефтедобычи к 2050 году, остаётся загадкой.
Во-первых, за эти четверть века произойдут перемены и на мировом энергетическом рынке, и внутри России, где, в частности, по несколько раз в год меняются налоговые условия нефтяной отрасли. Другими будут объёмные и структурные показатели спроса на энергоносители, другими будут и цены. Прогнозы такого рода попросту невозможны.
Во-вторых, в России сложились все признаки падения нефтедобычи, а не ее роста – и отнюдь не в силу выполнения обязательств перед ОПЕК+, а по объективным причинам.
Когда Минэнерго делает расчёты на будущее, исходя из объёма запасов, то запасы учитывает технологически извлекаемые, оставляя за рамками такой важный показатель, как коммерческая рентабельность добычи. Практика же показывает, что компании операторы закрывают месторождения, в которых осталось ещё много нефти, которую можно поднять из недр имеющимися технологическими методами, однако себестоимость таких баррелей будет выше, чем цена реализации. И запасы остаются под землёй.
В 2022 году в Сибири прекратили добычу на 3 месторождениях в Новосибирской области, оставив неизвлечёнными 9 млн тонн нефти категории А. В Томской области закрыты 16 месторождений с остаточными запасами 6 млн тонн; в Ханты-Мансийском автономном округе – 25 месторождений с недобытыми запасами на 8 млн тонн, а в Ямало-Ненецком автономном округе – ещё 5 месторождений, в которых остался 1 млн тонн запасов категории А. (Данные получены из докладов на научно-практических конференциях отрасли).
Для справки: запасы категории А – запасы залежи, подсчитываемые в процессе ее разработки, изученные с детальностью, обеспечивающей полное определение формы и размеров залежи и прочих её свойств.
Себестоимость добычи нефти в России быстро растёт. Новых значительных открытий, где нефть поступает из недр фонтаном, давно нет. Основной объём поступает с месторождений, давно введённых в эксплуатацию, где в поступающей из скважин жидкости всего от двух до пяти процентов нефти, а остальное – вода. Для извлечения такой нефти нужно бурить много новых скважин или делать под землёй ответвления от старых стволов, что повышает расходы на добычу.
По словам ветерана отрасли Александра Соколова – директора по геологоразведке компании Петрогеко, «все наши миллиарды тонн технологически извлекаемых запасов – это всего лишь цифры на бумаге, реальных цифр экономически извлекаемых объёмов никто не публикует».
Проведённый автором опрос работающих в отрасли специалистов на основе анонимности показал, что реальная обеспеченность России коммерчески извлекаемыми запасами нефти можно оценить в 5-10 лет. По истечении этого срока средняя себестоимость добычи по стране превысит возможную цену реализации добытого сырья. И наступление такого критического для страны момента может ускориться, если нефтяные цены на мировом рынке пойдут вниз – сценарий, который исключать никак нельзя.