В газетах «Правда» и «Известия» вышла статья Максима Горького «Если враг не сдается — его уничтожают»
15 ноября 1930 года
В газетах «Правда» и «Известия» вышла статья Максима Горького «Если враг не сдается — его уничтожают». Размышления на тему «как создать новый мир» позже сочтут идеологическим обоснованием репрессий.
В Советском союзе даже дети-пионеры понимают, что для создания нового мира, новых условий мира, необходимо: сделать невозможным скопление в руках и карманах единиц огромных богатств, которые …всегда выжимались из крови и пота рабочих, крестьян; разоблачить ядовитую ложь религиозных и национальных предрассудков, которые разъединяют людей; вытравить из жизни трудящихся все воспитанные вековым рабством дикие и грязные бытовые навыки; уничтожить все, что… позволяет капиталистам создавать человеческие бойни, посылая миллионы трудящихся на войну друг против друга, на войны, цель которых одна: укрепление права капиталистов на грабеж, укрепление их бессмысленной жажды наживы
Тезисы, которые и сегодня звучат свежо, Горький писал, живя в эмиграции — в итальянском Сорренто. К этому времени у него, покинувшего родину в 1921, уже два года как была возможность по приглашению Сталина посещать СССР. Чтобы лично оценить достижения. Горький оценил. Больше всего порадовался чистоте и организации труда на производстве (его водили на заранее подготовленные объекты). В 1933 репатриировался.
Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями, — против нас всё, что отжило свои сроки, отведённые ему историей, и это даёт нам право считать себя всё ещё в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдаётся, — его истребляют
Так совпало, что козни пятой колонны разоблачать стали почти сразу после выхода статьи — 25 ноября 1930 начался процесс «по делу промпартии». В промышленном вредительстве обвинялась группа инженеров. По связанным делам были арестованы 2000 человек. Начиналась эпоха террора.
Позже фразу из заголовка использует Сталин. В 1942 — адресуя уже врагам внешним.