«Мои идеи — твоё воплощение»​

Во Владикавказе люди с ограниченными возможностями организовали творческую лабораторию. Они учатся общаться, танцевать, выступают на сцене и просто продолжают жить нормальной жизнью. Здесь люди с нарушением речи начинают говорить и играть в спектаклях, люди с нарушениями двигательной системы – танцуют, создают коллекции одежды, но самое главное — они обретают веру в себя и понимание того, что в этой жизни они не одиноки.

«НеМосква» побывала в инклюзивной студии и пообщалась с участниками арт-пространства.

Настя, ее мама и модельер Зарина Ватаева

Насте Провоторовой 32 года. У неё ДЦП тяжелой формы, нарушена подвижность рук и ног.

Именно она стала инициатором идеи создания студии «Мои идеи — твоё воплощение».

— Несмотря на то, что мне удалось сделать, я считаю себя очень несовершенной, но я стала увереннее себя чувствовать, когда в меня поверили, — рассказывает Настя «НеМоскве».

Она с отличием окончила общеобразовательную школу по специальной форме обучения для людей с ОВЗ. Предметы у нее были только устные – писать Настя не может. Учителя приходили к ней домой, давали задание, мама Насти читала ей вслух параграф, а на следующем уроке Настя пересказывала преподавателям материал, отвечала на вопросы.

— Надо отдать ей должное — она большой молодец, у нее было огромное желание учиться. Она заставляла меня искать необходимую информацию, не оставляла в покое до тех пор, пока я не дочитывала до конца нужное произведение или параграф, — рассказывает мама Насти — Наталья Проваторова. — Экзамены она сдавала, как и все: билет, подготовка и ответ. Я Настей горжусь и могу сказать, что историю России она знает на уровне хорошего педагога по этому предмету.

После окончания школы поступить в университет Настя не смогла. По словам Натальи, в ВУЗах не были предусмотрены «надомные» педагоги, не было тьюторов, а возить Настю на занятия и поднимать в аудитории самостоятельно у Настиной мамы не было возможности.

Вскоре после окончания школы у Насти обострились проблемы со здоровьем.

Психосоматические боли начались у нее после потерь, которые она перенесла. Сначала умерла моя племянница — сирота, которая жила с нами, затем — бабушка, с которой она также была близка. Добил Настю уход из семьи отца. У нас начались бесконечные поездки по больницам, обследования, которые никаких физических причин для таких болей не выявляли. Тогда мы подключили к работе психолога и Насте стало легче, — рассказывает Наталья.

Настя и Изаура

— После окончания школы я замкнулась в себе, все время сидела дома. Но так как я человек целеустремлённый и активный, это не могла долго продолжаться и у меня родилась идея – создавать костюмы. У меня в голове рождались образы коллекций одежды, я видела, как должны выглядеть костюмы, мне хотелось запечатлеть модели на бумаге. Но поскольку у меня не работают руки, я не знала, как их рисовать. Через какое-то время я познакомилось с волонтером Изаурой, и вот уже 12 лет руки Изауры – мои руки.  То есть, я придумываю эскизы костюмов, она рисует, и затем это все превращается в коллекцию, — рассказывает Настя.​

Изаура Каллагова познакомилась с Настей, когда была студенткой четвертого курса психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского университета. К студентам обратилась с просьбой практикующий психолог – нужна была помощь для девочки с ДЦП.

Оказалось, психолог работала с Настей, она предложила гулять с ней, помогать ей в быту. Вызвались мы с подругой. Приходили к Проваторовым раз в неделю, помогали, общались. И потихоньку начали рисовать, — вспоминает Изаура.

Настя и Изаура. Фото из личного архива Изаура Каллаговой.

Будущему психологу было интересно взаимодействие с «особенными» людьми. Знакомство быстро переросло в дружбу, а затем и в творческий тандем. Настя придумывала, Изаура делала то, что любила и умела — рисовала.

После окончания университета Изаура 7 лет проработала психологом в центре развития ребенка «Розовый слон». Вышла замуж, ушла в декрет, но даже тогда оставалась активным участником творческой лаборатории. Сегодня компанию ей уже составляет 3-летний сын Азамат. Сначала Изаура приводила мальчика в студию, потому что его не с кем было оставить. Но потом стала делать это осознанно. — Я помню не совсем адекватную реакцию людей на Настю, когда мы с ней гуляли. Мне кажется, не все готовы видеть на улицах людей в колясках и с костылями: кто-то неприкрыто их разглядывает, кто-то стыдливо отворачивается, другие не скрывают пренебрежения. Я стала приводить сына на занятия в студию, чтобы он с малых лет видел и понимал, что люди с инвалидностью такие же, как и все мы, —говорит Изаура.

Изаура признается, «Мои идеи — твое воплощение» — место силы, где она заряжается особой энергией и испытывает удовлетворение от того, что может приносить пользу. 

— Самое сложное — чтобы готовая работа и автора вдохновляла и учитывала запросы общества, — продолжает Изаура. — Я иногда пытаюсь добавить что-то свое в эскизы, но разумеется, последнее слово остается за Настей. Если хоть одному человеку понравится платье, которое мы создали, значит все не зря. 

Первая выставка и дефиле

В 2014 году прошла первая персональная выставка Насти Проваторовой. Выставку готовили при помощи Изауры. В коллекцию вошли повседневные и вечерние платья, некоторые из которых заранее пошили и продемонстрировали.

Мероприятие прошло в республиканском музыкальном театре оперы и балета и имело большой успех.

Настя переживала перед выставкой, боялась, что ее не поймут и не оценят. Но увидев неподдельный восторг в глазах людей, которые пришли на ее выставку, Настя была счастлива. Она чувствовала себя настоящей звездой, с которой все хотели сфотографироваться, — вспоминает Изаура.

«Мои идеи — твое воплощение»

Именно после успешного дебюта, Настя решила создать мини-студию «Мои идеи — твоё воплощение», где люди с ОВЗ могли бы реализовывать свои идеи — а если у них нет возможности сделать это самостоятельно, то благодаря педагогам и волонтерам.​

На тот момент некоторые участники будущей лаборатории, в том числе и Настя, уже были знакомы друг с другом, общались через фонд «Быть добру».

Написали концепцию проекта, решили получить на его развитие грант. Сначала несколько безуспешных попыток защитить проект на молодежном форуме «Машук» предприняли наши волонтеры. Почему у них не получалось, мне сложно сказать. Затем на форум поехали моя младшая дочь и Изаура. Они мне оттуда позвонили и сказали, что им не дают достаточно времени для защиты. Тогда мы приняли спонтанное решение – поехать туда вместе с Настей, и она смогла принять участие в защите своего проекта. Могу с уверенностью сказать, что грант нам дали не из жалости, —рассказывает мама Насти, Наталья Проваторова.

В работе лаборатории «Мои идеи — твоё воплощение» участвуют люди с разными стадиями ДЦП (даже те, кто может только лежать): колясочники, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми, слуховыми, зрительными и другими отклонениями, а также все, кому интересно работать с ними — специалистам по различным направлениям, волонтёрам.

В творческом пространстве действуют разные направления: швейное дело, актерское мастерство, танцы, живопись, шахматы. Недавно была организована студия информационных технологий «Цифронавтика», стали обучаться компьютерной грамотности, осваивать различные программы и нейросети.

В студии действует и медиацентр «PRoСвет». На занятиях участники лаборатории учатся говорить грамотно и чётко, пробуют себя в роли корреспондентов, операторов и SMM-специалистов. (Фото: 10, 13,14 — занятия медиацентра).

Занятия медиацентра

Занятия посещают порядка 20 человек, на них помогают создавать тематические рубрики исходя из их увлечений. У Насти, к примеру, на сайте проекта, есть видеорубрика «Настя знает». Она самостоятельно ищет интересные факты по на какую-либо тему, а руководитель студии и волонтеры помогают ей делать контент: писать и снимать видео. Другому участнику медиацентра — Славику Дигурову (у молодого человека ДЦП) помогают реализовывать себя через его увлечение музыкой. Он придумал рубрику «История одной песни», – выбирает песню, находит о ней интересную информацию, а волонтеры обрабатывают ее и публикуют.

Славик Дигуров справа

 Многие участники творческой лаборатории сейчас заняты социальным проектированием: приглашенный специалист учит их, как грамотно написать проект, который сможет претендовать на грант. Все разработки направлены на облегчение жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

 Мадонна, например, устав от сложностей взаимодействия с обычным такси, начала работу над проектом такси социального.

Занятия по социальному планированию

«Босые души»

Особая гордость проекта — инклюзивный театр «Босые души», театр уже был отмечен наградами, в том числе и на Всероссийском уровне. Непрофессиональные артисты уже показали зрителям трагедию Александра Пушкина «Пир во время чумы», а также «Юбилей» Антона Чехова. В постановках задействованы почти все участники лаборатории. Игра в театре помогает им раскрыться, преодолеть стеснение и неловкость за себя, а некоторым участникам с нарушением речи помогает и заговорить. Так случилось со Славиком Дигуровым. Он не мог говорить, репетировал долго и упорно, и сейчас уже читает в театре стихи.

— Почему «босые души»? — А такие люди как мы, в большинстве случаев закрытые, со своими комплексами. Этим названием мы показываем, что хотим открыться обществу, показать на что мы способны, — продолжает Настя.​

— Я долгое время стеснялась себя, а здесь я приобрела настоящих друзей, которые всегда придут на помощь. Мы стали друг для друга семьей. Здесь я приобрела интересный опыт выхода на сцену. И подумать не могла, что буду играть в таких масштабных спектаклях, — признаётся собеседница «НеМосквы».

Настя сыграла уже в пяти спектаклях. Особняком для неё стоит постановка «Осетины в Париже», сценарий к которому написала одна из участниц лаборатории. Настя считает, что сыграла практически саму себя — кутюрье, которая приехала в Париж для показа модной коллекции.​

В театре играет и «несгибаемая», как ее многие называют, Мадонна Дзицоева— женщина без ног и зрения, которая 8 лет не может добиться от государства положенного ей жилья. 

Мадонна не теряет оптимизма и каждую субботу приезжает на занятия в студию, где хотя бы на один день забывает о своих проблемах.​ С недавних пор Мадонна запустила на странице медиацентра свой подкаст «Голос сердца», посвященный жизни, культуре, творчеству и всему, что находит отклик в сердцах людей с ограниченными возможностями здоровья.  

Мадонна Дзицоева постоянно учавствует в постановках театра «Босые души»

В 2018 году Мадонна сыграла главную роль в своем дебютном спектакле «Когда мечты сбываются» по мотивам сказки «Светик-семицветик», который показали на сцене Русского драматического театра во Владикавказе.  Участники студии сами написали к нему сценарий и сами же срежиссировали постановку.

На вырученные от продажи билетов деньги, артистам пошили костюмы по эскизам Насти. Самый нежный наряд получился у Мадонны — голубая кофта и бежевая юбка. А после мастер-класса от художника по костюмам, участники студии самостоятельно украшали сценическую одежду.
В мае театральная студия поедет в Псков – выступать на фестивале инклюзивных театров. Сейчас идут репетиции спектакля «Осетины в Париже».

Птица Феникс

Несмотря на профессиональные достижения и опыт выступления на сцене, Насте не всегда удаётся сохранять уверенность в себе, но на помощь ей приходят близкие.​

— Я так радуюсь, когда вижу, как раскрываются и становятся увереннее в студии люди, которые даже не подозревали о своих способностях. Для меня они большая поддержка. Мне очень повезло в жизни, что я встретила таких людей, — говорит Настя. — В меня поверила главный человек в моей жизни —моя мама, она взяла на себя большую часть организационных и бюрократических вопросов по созданию студию. Благодаря маме и девочкам, которые мне помогают, я поверила в себя и поняла, что в жизни нет ничего невозможного.​

В свою очередь, Наталья признается, что источником силы и света для нее всегда остается Настя, которая из-за своего состояния не озлобилась на мир и никогда не упрекнула ее в том, что «родила ее такой». — У нее очень спокойно шел процесс принятия себя. Она с детства словно излучала доброту и свет, из-за чего даже взрослые к ней тянулись. Помню приходила с работы, а дома мои подруги сидят с Настей и держат ее за руку. Я думала, они это делают из жалости ко мне, но они мне объяснили, что «заряжаются» от нее как от батарейки. Она и меня всегда успокаивала, — вспоминает Наталья.

Но есть у Насти желания, которые, к сожалению, она не может исполнить, но не думать о них ей тоже тяжело. — Мне бы хотелось как-то облегчить жизнь людей, которым гораздо тяжелее, чем мне. Мне бы очень хотелось вернуть Мадонне зрение, если бы это было в моих силах. Мне бы очень хотелось вернуть подвижность другой участнице — Зарине.

Новая коллекция

Настя очень любит платья, но признается, что у нее нет возможности носить их часто. Радость она получает от процесса их создания — от набросков в голове до готовых изделий. — На одно платье у меня в среднем уходит 2-3 месяца. Нужна бывает перерисовка, а это достаточно трудоёмкий процесс— объясняет она.​

Увлечения девушки часто находят отражение в ее коллекциях.​ Одна из них была посвящена Франции, куда Настя мечтает поехать. Возможности такой пока нет, пока она слушает французскую музыку и учит язык.

В копилке у Насти есть и музыкальная коллекция платьев – в виде саксофона, скрипки, и других инструментов.

Сейчас Настя разрабатывает коллекцию, посвященную Нартскому эпосу. Поработать над проектом ей предложила известный российский модельер  Зарина Ватаева после того, как увидела выставку Насти на инклюзивном форуме в Тамиске в прошлом году:

— Сложность заключалась в том, что у Насти по этой теме в голове был абсолютно белый лист бумаги, то есть она не читала Нартский эпос, не видела даже рисунков по его мотивам. Мы с трудом ей нашли аудиокнигу по эпосу и после того, как она прослушала ее, приступила к работе. Но Зарина ее сразу предупредила, что не будет ее жалеть и скажет прямо, если рисунки не понравятся, — говорит мама Насти.

Настя, Наталья и Зарина, рабочий процесс

Судия – спасение

У 35-летней Зарины Чельдиевой тоже ДЦП, она плохо разговаривает, ей легче дается письменная коммуникация.

— До 11 лет она лежала пластом, мы самостоятельно занимались ее реабилитацией, возили в санатории, с трудом выбивали путевки, а как-то раз в Минздраве нас даже пристыдили, заявив, что мы прекрасно знаем, что ДЦП не лечится, но все равно что-то требуем, – рассказывает отец Зарины, – поэтому, лаборатория для неё — это прежде всего общение, которого ей не хватает. При ком-то она хуже разговаривает и ходит, дома я ее понимаю, стараюсь общаться, но этого все равно недостаточно.

Зарина с Изаурой. Фото из личного архива Изаура Каллаговой.

 Сейчас Зарина активная участница студии, занимается парафехтованием, обучалась игре на фортепиано, вяжет себе жилеты и туники, пишет картины.

— Можно сказать, что занятия в студии являются для нее настоящим спасением, — говорит отец Зарины.

Зарина с отцом играют в шахматы в студии. Фото из личного архива Изаура Каллаговой.

Волонтер Зарины, Гуара Кабалоева, не скрывает восхищения своей подопечной. 

— Она очень талантливая, энергичная и целеустремленная. Никогда не опускает руки и за что не возьмется — все доводит до конца. Она фантастически рисует, ее работы вместе с Настиными были представлены на выставке, — говорит собеседница «НеМосквы». 

Гуара присоединилась к лаборатории примерно год назад. Пришла на две недели помочь, по просьбе сестры, а задержалась надолго. 

— Это место, эти люди стали для меня особенными. Я здесь не просто помогаю, но и сама учусь у них — стойкости, оптимизму, жажде жизни. Я словно сама становлюсь сильнее, общаясь с ними, — говорит Гуара.