«Мы помним только хорошее»
Екатеринбуржский частный музей советского быта «Сделано в СССР» проверяла ФСБ, а сейчас ему приходится искать новое помещение для экспозиции
История Советского Союза и спустя тридцать три года после его распада вызывает интерес, волнует. Кто-то ностальгирует по временам детства и юности, другие романтизируют эпоху, в которой «нас все боялись и уважали», кому-то просто интересно, как жили папы-мамы, дедушки бабушки. Ностальгию подогревают разные люди по-разному и по разным причинам: Путин — тирадами о крупнейшей «геополитической катастрофе» ХХ века, программные директора федеральных телеканалов — повторами любимых советских фильмов, авторы бесконечных фантастических текстов в жанре «попаданец в прошлое» — рассказами о том, что судьба СССР могла бы сложиться иначе, если бы герой книги… У кого-то ностальгия — политический расчет, у кого-то — маркетинговый. Музеи советского быта есть во многих городах страны. Их экспозиции позволяют посмотреть на советскую историю через детали повседневной жизни. Одна из самых богатых — в екатеринбуржском музее «Сделано в СССР».
Предметы неизвестного назначения
Чтобы попасть в музей, нужно спуститься на цокольный этаж административного здания советской постройки. Спустившись, оказываешься перед массивными металлическими дверями. За ними — большой зал, от которого идет коридор с несколькими помещениями по обе стороны. Экспозиция разделена тематически: есть «комната советской семьи» со старым диваном, сервантом и огромным телевизором с выпуклым экраном, «квартира пенсионерки», где стоит кровать с панцирной сеткой, на стене висит ковер с оленями, а на столике лежат журналы «Здоровье», «красный уголок» с портретом Ленина и школьной формой, висящей на вешалке, «актовый зал» с рядами стульев и полотняным экраном, над небольшой сценой, «фотолаборатория» залитая красным светом и «штаб Гражданской Обороны» с обшарпанными стенами, черными дисковыми телефонами и журналом для записей, на столе, плакатом с приемами оказания первой помощи и противогазами и фуражками на полках стоящего тут же шкафа.
— Посетители упорно называют «штаб ГО», комнатой КГБ, наверное, экспозиция взывает такие ассоциации. Мы уже перестали разубеждать. КГБ так КГБ, — улыбается директор музея Ирина Светоносова.
Ирина по профессии журналист, долгое время проработала продюсером на местном телевидении, но в какой-то момент почувствовала выгорание и решила сменить род деятельности.
— В 2016 году я с детьми в составе тургруппы ездила в Казань и там, мы решили посетить «Музей социалистического быта». Мне очень понравился экспозиция и я буквально загорелась идеей открыть такой же музей в Екатеринбурге. У нас в городе эта нише была свободна, а тема советского быта, на мой взгляд, очень востребована в обществе, неисчерпаема и многогранна, — поясняет Ирина.
Ей удалось найти подходящее помещение, арендовать его, и в 2017 году первый в Екатеринбурге музей советского быта объявил о своем открытии. Первыми экспонатами коллекции стали вещи, которые руководительнице музея дарили друзья и которые она сама находила на «Авито».
— Сейчас нам часто звонят люди и сами предлагают предметы советской эпохи. Как правило, они передаются в семьях по наследству, от мам, пап, бабушек и дедушек. Часто происходят такие истории, человек получил в наследство квартиру после смерти родственника, ему нужно ее освободить, чтобы сделать, допустим, ремонт, он находит вещи неизвестного назначения, вроде транзистора или одежду, давно вышедшую из моды. У него два пути, либо выбросить, как ненужный хлам, либо принести нам, — поясняет Ирина. — К сожалению, люди зачастую не знают не только назначения вещей, которые к нам приносят, но и их историю, так как не поинтересовались ею у своих пожилых родственников, пока те были живы. Затруднена и датировка предметов. Иногда мы можем только приблизительно определить десятилетие, в которое был создан экспонат. К счастью, бывает, что год производства указан на самом предмете, как, например, на одном из наших граммофонов 1935 года.
Важный критерий отбора предметов для коллекции, по словам директора, «неубиваемость». В музее нет витрин и любой экспонат можно взять в руки, одежду примерить, а на мебель сесть.
— Для полного погружения посетителей в эпоху, мы проводим различные интерактивные мероприятия. Например, в музее проходили дефиле советской свадебной моды, а 8 марта этого года провели сразу два события: утренник для детей «Дорогая мама» с советскими стихами и песнями о мамах и концерт «Берегите женщин» с эстрадными песнями 60-80-х годов, — рассказывает Ирина.
По словам директора, музей посещают не только горожане, но и приезжие, в том числе — иностранцы.
— Мы ведем статистику посетителей. В месяц музей посещает примерно полторы тысячи человек. Как правило, это люди 30-35 лет, которые в дентстве могли застать СССР накануне развала и сохранили какие-то воспоминания. Гости постарше приходят к нам гораздо реже, я думаю связано это с тем, что они и так хорошо себе представляют советский быт и покупать билет, чтобы увидеть все это еще раз им не кажется рациональным. Школьники, как правило, приходят в составе групп, их в музее привлекает, прежде всего, возможность свободно бегать по выставке и трогать незнакомые вещи руками. Из иностранцев чаще всего приходят граждане Китая, наверное, им интересна наша экспозиция из-за схожего исторического опыта, — поясняет Ирина. — Заглядывают к нам и наши коллеги, основатели схожих по тематике музеев. Они часто завидуют размерам площади, которую занимает наша экспозиция. Помню девушку из Перми, которая очень переживала, что весь ее музей расположен в комнатке 20 на 25 метров, и она не может расширить свою коллекцию. Я тогда ей посочувствовала, но теперь пришло время пожалеть и нас.
Пакет от ФСБ и вынужденный переезд
25 января Ирине Светоносвой позвонила администратор музея и сообщила, что на выставку пришли сотрудники ФСБ. Причиной визита стала проверка антитеррористической безопасности.
— Когда я приехала на место, мне рассказали, что силовики принесли с собой пакет с муляжом бомбы, а мои сотрудники не провели досмотр личных вещей посетителей на входе. На мои возражения, что мы не обладаем полномочиями досматривать посетителей, мне ответили, что все равно заглядывать в сумки граждан мы обязаны. Кроме того, музею поставили в вину отсутствия множества документов вроде паспорта анитеррористической защищенности, инструкций и много чего еще, о чем я услышала впервые, — вспоминает Ирина.
В какой-то момент директор музея подумала, что имеет дело с мошенниками, однако визит в Управления ФСБ по Свердловской области, развеял ее сомнения. На Ирину, как на физлицо возбудили административное дело за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (часть 1 статьи 20.35 КоАП РФ), а 15 февраля мировой суд Кировского района Екатеринбурга оштрафовал ее на 30 тыс. рублей.
— Я не стала раздувать из этого скандала, хотя и могла бы, не стала оспаривать решение суда, — комментирует директор ситуацию со штрафом. — К тому же, довольно скоро, у музея появились более серьезные проблемы.
В январе у помещения, занимаемого музеем, сменился владелец. Ирина попыталась договориться с компанией, которая теперь управляет недвижимостью, о продлении аренды, но безуспешно. Директору «Сделано в СССР» было предложено в ответ либо поднять плату в три раза, либо съехать к концу срока договора, истекающего 31 мая 2024 года. Ирина выбрала второй вариант.
— Нам удалось найти новое помещение в «Городке чекистов» ( официальное название Жилищный комбинат НКВД, комплекс зданий построенный в Екатеринбурге в 1929-1936 годах). Аренда новой площадки будет дороже, но меньше той суммы, которую музею предложили новые владельцы помещения, в котором он находится сейчас. Но самая главная проблема в том, что новое помещение меньше прежнего и перевезти всю коллекцию не получится, — с сожалением говорит Ирина.
«Никакой романтизации прошлого у меня нет»
Музей финансируется только за счет продажи входных билетов и сувениров. Никакой помощи от властей или от фондов поддерживающих культурные инициативы «Сделано в СССР» не получает.
— Наоборот, это мы всем помогаем. К нам постоянно обращаются местные музеи, когда у них проходят какие-то выставки, связанные с советской эпохой, с просьбой одолжить экспонаты. Я никогда не отказываю. Иногда бывает и обратная связь. На время переезда «Музей писателей Урала» согласился сохранить у себя часть коллекции. Я думаю, что все музейщики должны друг другу помогать, безвозмездно, просто по дружбе — убеждена Ирина.
Основательница музея считает, что интерес к выставкам, рассказывающим о жизни в Советском Союзе, неразрывно связан с современной ситуацией в стране и мире:
— Когда все такое шаткое и неустойчивое, все время перемены какие-то непонятные и неуверенность в будущем, люди ищут опору в воспоминаниях. Наши посетители в основном из тех, что Советский Союз застали детьми, в лучшую пору своей жизни. Воспоминания устроены таким образом, что мы помним только хорошее, а плохое у нас память откладывает в самые дальние уголки.
А вот впечатления посетителей музея, которыми они поделились в разговоре с журналистом «НеМосквы»
Кирилл, 33 года: — Я приехал из области и решил в свободное время посетить выставку «Сделано в СССР». Некоторые предметы я помню из детства. Например, плёночный домашний проектор, благодаря которому можно было смотреть мультики просто на развешанной в комнате простыне. К Советскому Союзу отношусь положительно. Особенно для меня важно то, что в СССР после окончания ВУЗА государство распределяло по направлениям, а сейчас молодые люди сами вынуждены искать работу, часто безуспешно.
Геннадий, 87 лет: — Я коренной свердловчанин, о музее узнал недавно от подруги. Меня на выставке привлекла, прежде, всего электроника, старая радиоаппаратура и телевизоры, как инженера меня эта тема всегда интересовала. В целом, выставка, соответствует эпохе, но лично я жил гораздо беднее, чем показано в экспозиции «Квартира семьи». Особой ностальгии у меня по СССР нет. Было и было, слава Богу пережили. По-настоящему я жалею только о том, что в Советском Союзе худо-бедно давали жильё, а сейчас молодые семьи не могут себе приобрести квартиру и вынуждены залезать в долги, чтобы взять ипотеку.
Анастасия, 16 лет: — Я приехала из Новосибирска на танцевальный конкурс и решила остаться на «День открытых дверей» в УрФУ. О музее узнала ещё до поездки. Когда смотришь в интернете топы мест, которые нужно посмотреть в Екатеринбурге, всегда выпадает «Сделано в СССР». Для моего поколения Советский Союз очень далёкое прошлое, будто его никогда не было. На этой выставке я словно оказалась в параллельной вселенной. К Советскому Союзу я отношусь нейтрально, у меня нет однозначно положительного или отрицательного мнения о той эпохе.
Сама Ирина не склонна идеализировать советское прошлое:
— Мы никого ни в чем не переубеждаем, да людям это и не надо, им яркие эмоции нужны, аттракцион. Лично у меня никакой романтизации прошлого нет. Я знаю все минусы, перегибы, недочеты и совсем неприятные истории, происходившие в Советском Союзе. Я семьдесят девятого года рождения, но я никак не ностальгирую по той эпохе, для меня гештальт закрыт. Я люблю современные вещи, хотя у меня и есть в гардеробе несколько винтажных вещей из Советского Союза, которые в сочетании с современной одеждой смотрятся стильно, но это все. Для меня музей — это личный проект, дело моей жизни, который мне очень нравиться и не дает скучать.