попо

13 августа 1900 года

В Москве умер 47-летний Владимир Соловьев. Философ, поэт, мистик. Прообраз сразу двух братьев Карамазовых у Достоевского.

Человек есть вместе и божество, и ничтожество

Родился в 1853 в Москве, в семье историка Сергея Соловьева.

В 19 пережил бурный роман в поезде со случайной попутчицей, после чего испытал мистическое видение о женском начале в Боге.

Все видел я, и все одно лишь было —
Один лишь образ женской красоты.
Безмерное в его размер входило, —
Передо мной, во мне — одна лишь ты

В 20 окончил Московский университет и стал кандидатом наук, еще через год — магистром.

Путешествовал по Европе, Египту, увлекся спиритизмом. Преподавал в Петербурге, дружил с Достоевским. Стал прообразом Алеши Карамазова. У Ивана Карамазова тоже встречаются его черты.

Предсказывал объединение Европы и ее противостояние с исламским миром. Главной исторической задачей русского народа назвал отказ от «национального эгоизма».

Если Россия не откажется от права силы и не поверит в силу права, она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних

В 1881 призвал императора Александра III помиловать убийц Александра II, ибо смертная казнь несовместима с христианством. После того, как обер-прокурор назвал его «безумным», а император — «чистейшим психопатом», прекратил преподавать и ушел в отставку.

Написал для словаря Брокгауза и Ефрона больше 160 статей.

В поздние годы отказался от своей утопии об объединении православной и католической церкви. Умер, по воспоминаниям современников, «крепким православным человеком», в подмосковном имении своих друзей Трубецких — у него диагностировали полное истощение организма.

Подорвал здоровье религиозными постами и скипидаром, которым злоупотреблял для изгнания болезней и бесов. Обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы и комнату.

За год до смерти написал трактат-завещание «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». В нем оправдывал войны, если они справедливы и неизбежны.