Бешеные бабки, Вынос мозга и Ассоль престарелая
Как в нижегородском музее живой бумаги показали то, о чем только говорят
Из жеваной бумаги может получиться только нечто неприличное, в лучшем случае — пулька для детских хулиганств. Но жеваной бумагой эта субстанция называлась века назад, сейчас — техника изготовления папье-маше. Невероятными фигурками, выполненными в этой технике, можно наполнить целый музей. Целый провинциальный музей, в котором — «НеМосква» не устает напоминать — не скучно!
Папье-маше для ухода от налогов
В двух шагах от Нижегородского кремля, сразу же за скульптурой Городового, в небольшом подвальном помещении оживают сказочные герои, другие известные персонажи, крепкое народное словцо, фразеологизмы и эвфемизмы.
Если осмотреть выставку с порога, в глазах зарябит и замерцает: сотни будто живых лиц — радостных, веселых, грустных, задумчивых, плаксивых, кругом яркие краски, подсветка. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый стеллаж, каждый уголок — тематический, и все здесь, несмотря на кажущийся хаос, в полном порядке. Здесь вообще все не то, чем прикидывается: большинство фигурок кажутся массивными и тяжелыми, на деле они почти невесомые, потому что сделаны из бумаги, хоть и спрессованной и перемешанной с клеем. Все предметы — будь то размером с палец, или от пола до потолка, изготовлены в технике папье-маше.
«Папье-маше» в переводе с французского означает буквально «жеваная бумага». Оно вошло в обиход в XVII веке, когда в Англии ввели налог на богатство. Зажиточные англичане стали нанимать французских служанок, чтобы те жевали для них бумагу, создавая клейкую массу, которой оклеивали золоченые подсвечники, детали интерьера, дорогую посуду — «под глину». Налоговый инспектор не находил предметов роскоши и не брал налог.
Этот сюжет остался в истории техники папье-маше, но появилась техника гораздо раньше — в древнем Китае, еще в 200-х годах до нашей эры. По этой технологии изготавливали, как бы странно это ни звучало, доспехи и шлемы — прочные, но легкие. Благодаря такому снаряжению китайские воины получали преимущество в бою — его легкость позволяла быстрее двигаться.
Все удивительные истории применения папье-маше рассказала экскурсовод Дарья, пока посетители рассматривали и трогали «странный отделочный материал» внутренней арки. Отделка оказалась не каким-то иноземным камнем, а все тем же папье-маше. Лавочка, на которой можно подождать начала экскурсии, — из того же материала, буквально бумажная. Она не прогибается и не ломается. «Бумажные» здесь и кресла, и трон, на котором можно посидеть и, конечно, «поселфиться». Точнее, они изготовлены не просто из бумаги, а из туалетной бумаги.
Конь в пальто и распил ради дела
Первой из экспонатов гостей встречает русалка Алла — у нее пышные формы и охрана из хищных рыб. А еще сундук — ясное дело, с сокровищами. Чтобы изготовить неземное создание, мастера пригласили девушку-натурщицу, рассказывает экскурсовод. Ее обмотали пропитанными гипсом бинтами, и в «русалочьей» позе натурщице пришлось провести целый час. Затем гипс застыл, бинты аккуратно сняли. По полученным слепкам изготовили скульптуру.
— Выполнена Алла в полный человеческий рост, а весит всего четыре-пять килограммов за счет того, что сделана из бумаги, а внутри полая. Рядом с ней сундучок, в основе которого настоящий сундук, который от старости почти развалился. При помощи бумаги мастера подарили ему вторую жизнь и украсили ракушками, — сообщает Дарья.
В отличие от пышнотелой Аллы соседние фигурки ростом с ладошку и совсем невесомые. Это человечки, которые вроде как валяют дурака, но они изображают то, что нельзя было увидеть и потрогать — только ощутить. Например, композиция «Бешеные бабки» — вовсе не деньги, а фигуры разъяренных бабушек, а «Вынос мозга» — оно самое и есть: некие люди выносят мозг на блюде. Почти каждую фигурку можно приобрести, и именно эта пользуется огромным спросом — берут в подарок начальству, ну, или женам. Здесь есть и «Жопа с ручкой», и «Хорошие гены», и «Плохие гены» (которых изображают крокодилы Гены), стоит на полочке работа под названием «Своя ноша не тянет» — довольный котище несет на руках прелестную кошечку. Имеются и свой Мозгоклюй, и те, кто «накрылся медным тазом», и даже «Чушь собачья». Вполне естественными среди этих эвфемизмов кажутся «Конь в пальто» и «Полный песец». Потрогать и сфотографироваться с эвфемизмами можно еще в одном месте — в рязанском Касимове. Там они выкованы из металла, «НеМосква» ранее уже побывала в этом месте.
Композиций из папье-маше десятки. Это слегка сумасшедший художник за мольбертом и шахматисты, поссорившиеся влюбленные, композиция «Я с тобой» — умершая бабушка-ангел гладит собачку. Другая бабушка с всклокоченными седыми волосами прогуливается рядом с маленьким корабликом, на котором развевается алый парус. Все верно, это Ассоль, ожидание которой несколько затянулось.
В музее нужно не только смотреть, но и действовать. Во-первых, необходимо перемерить все головные уборы — от короны до модных шляп и шутовского колпака. Примерить маски, посидеть на троне Кощея Бессмертного. А еще надо непременно написать записку с желанием и прикрепить ее рядом с листочками на огромный волшебный дуб.
— Сейчас лето, листики на нем зеленые. Если вы придете осенью, листочки будут желтыми и красными. А все потому, что дерево наше волшебное, оно умеет исполнять желания, — говорит экскурсовод, улыбаясь в сторону сотен записочек.
Дуб тоже из папье-маше. На «рождение» дерева ушли километры туалетной бумаги. Его изготовили в другом месте, а внести в дверь подвального помещения просто не смогли. Тогда дерево аккуратно распилили и внесли по частям, позже аккуратно склеив место «расчленения».
Есть в музее несколько сцен из жизни Короля и Шута. В них Шут изображен умным и находчивым, Король — ленивым и глуповатым. Есть ферма, с которой отлучилась хозяйка, а животные, что называется, совсем обнаглели: кот залез на собачью будку, пес перестал сторожить, а куры нестись, хрюшка не вылезает из лужи, а коза вопросительно смотрит на посетителей: «Что вообще происходит?». Есть и главное — посетители, которые во время всей экскурсии улыбаются, общаются между собой и с экскурсоводом, а телефон достают только для того, чтобы запечатлеть волшебство.
А волшебство это не родилось само по себе, его придумали и воплотили в жизнь две женщины, которые однажды решились круто изменить свою жизнь.
Дорогого стоит. Недорого
Создательницы музея — Елена Сашина и Наталья Голубева. Наталья «рулит» Санкт-Петербургским филиалом этого музея, Елена творит здесь. Мастерская находится в том же помещении, за перегородкой, и посетители могут подсмотреть за ее работой. Верится с трудом, но прежняя работа обеих женщин не имела ничего общего с творчеством: Елена «продавала нефтепродукты, а Наташа была коммерческим директором». Елене всегда хотелось что-то творить своими руками, но она не могла понять, чего именно душа требует. Сначала занялась глиной, а потом попала на мастер-класс по изготовлению папье-маше. И закрутилось.
Сначала Елена пыталась продавать свои работы в интернете, потом сама стала давать мастер-классы. Ее фигурки заметили медийные люди, однажды друг комика Галустяна заказал Елене сделать куклу с портретным сходством. И она сделала. Галустян остался доволен. Круг знакомых из творческих сфер расширился, но Елена по-прежнему не понимала, что делать со своим новым уменьем.
Решение пришло внезапно, на встрече с Натальей Голубевой, чья семья научилась технике работы с папье-маше на мастер-классе Елены. К тому времени она сама ушла с основной работы, а Наталья была на грани увольнения по собственному. Думали они, думали и придумали открыть музей, да не обыкновенный, а музей живой бумаги. Решили, что место для музея должно быть с высокой проходимостью и выбрали подвальчик в самом начале Большой Покровской улицы. Он только что освободилось — ранее там пытался вести свой бизнес Герман Стерлигов, но быстро прогорел. Потенциальных арендаторов было достаточно, но повезло именно им. Так 6 лет назад открылся этот музей. По словам Елены, он действительно уникальный, потому как аналогов не существует во всем мире. Место быстро стало популярным — нам не удается спокойно поговорить с Еленой из-за того, что одна экскурсия тут же сменяется другой. Поэтому получился блиц-опрос.
— Сколько посетителей в год бывает в музее?
— Мы не считали, надо, кстати, посчитать, спасибо за идею. Учет посетителей ведется, но общее число не подсчитывали.
— Ваша любимая фигурка?
— Задают такой вопрос, но и не отвечаю — боюсь их обидеть. Я их всех сделала, все любимые.
— Как долго приходится работать над одной фигуркой или композицией?
— На некоторые работы уходит до месяца — заготовкам нужно высохнуть. Поэтому у меня такое «поточное производство»: одни подсыхают, за другие берусь. Некоторые работы покупают очень охотно, и их сразу нужно заменить на новые, поставить на то же место.
— Для чего этот музей, какой посыл?
— Для настроения. Я вижу, с каким настроением заходят посетители, а с каким выходят. Они уходят довольные, улыбающиеся, и это дорогого стоит.
Зато сама экскурсия стоит недорого, стоимость сувениров зависит от размера и сложности композиции. Так что, если возникнет желание приобрести в подарок шутовской колпак или влюбленного кота — уже знаете, куда ехать. Не продается только дуб. Оно и понятно: дерево же волшебное, может самим пригодиться. Мало ли.
На заглавном фото: Елена Сашина